0 цвете вообще и о цвете в полиграфии написано столько книг, что даже простое их перечисление намного превысило бы возможности данного руководства. Будем считать, что вы уже имеете представление о цветовых моделях CMYK, RGB, Lab и пр. На всякий случай все-таки заострим внимание на принципиальных различиях передачи цвета в пространствах CMYK и RGB.
CMYK - от английского Cyan, Magenta, Yellow, Black - основных цветов офсетной триадной печати. Т. е. цветовое пространство описывает количество краски в определенной точке печатного оттиска.
RGB - от английского Red, Green, Blue - цвета люминофора на экране монитора. Описывается интенсивность свечения красных, зеленых и синих точек на экране.
Получается, что мы принципиально не можем видеть на экране монитора тот цвет, который мы получим в печати. В первом случае мы видим свет, прошедший через «окрашенный» люминофор монитора, а во втором - отраженный от бумаги. Что же делать? Современные издательские программы включают в себя достаточно совершенные системы управления цветом. Вся их работа строится по принципу сравнения профилей различных устройств, в нашем случае - монитора и печатной машины. Но для начала эти профили необходимо откуда-то взять.
Если вы являетесь счастливым обладателем программы Adobe Photoshop то вы вполне можете создать индивидуальный профиль вашего монитора и примерный - нашей печатной машины. В случае с монитором достаточно мощным инструментом становится Adobe Gamma, входящая в состав пакета еще со времен версии 3.5. Все что от вас требуется - это следовать инструкциям на экране и не быть дальтоником. Что касается профиля печатной машины, то такая возможность появилась уже в 6-й версии.
В Photoshop была добавлена возможность не только более или менее подогнать профиль СМУК под конкретный печатный процесс, но и сохранить этот профиль для доступа к нему другими программами.
- Меню Edit>Color Setting......
- В ниспадающем списке "RGB", выбираем «Color Match RGB». (Данный профиль не имеет никакого отношения к профилю вашего монитора - это цветовое пространство, в котором будут «перевариваться» данные перед выводом на монитор).
- В ниспадающем списке "CMYK", выбираем "Custom CMYK"
- В открывшемся окне "Custom CMYK" в поле "Ink Colors" (Тип печатного процесса) выбираем "Eurostandard (Coated)" - самый распространенный в России печатный процесс, ориентированный на мелованную бумагу. В том случае, если вы планируете печатать свою продукцию на офсетной (немелованной бумаге), вам следует выбрать "Eurostandard (UNcoated)".
- В поле "DON Gain" (растискивание точки) оставляем "Standard”, а рядом, числовом поле, пишем "18%" (В случае с офсетной бумагой значение этого поля необходимо увеличить примерно до 30%).
- Ниже, в разделе "Separation Options" выставляем: Separation Туре - GCR; Black Generation - Light ; Black Ink Limit - 85%; Total Ink Limit - 320%; UCA amount: - 0%.
- Жмем кнопку "0К" и возвращаемся к окну "Color Sitting". Наш только что созданный профиль появляется в списке готовых профилей CMYK. Желательно сделать его доступным и для других программ - вы ведь хотите видеть нормальный цвет не только в Photoshop? Для этого в верхней части все того же ниспадающего списка CMYK выбираем Save CMYK.. и сохраняем полученный профиль в системную папку ( Photoshop предложит ее сам).
- Перед нажатием кнопки "0К" рекомендуется сохранить (опять же, в папку, предложенную самим Photoshop) все настройки цветоделения. В дальнейшем, если вы работаете с Adobe Illustrator, вы сможете их загрузить.
Все это делается для того, что бы вы видели у себя на экране примерно то, что видим мы. Если при выборе рабочего профиля СМУК вместо Eurostandard взять SWOP, цвета на экране будут значительно ярче, но стоит ли обманывать себя, если печатный процесс не способен передать все эти цветовые переходы?